Нам 55 лет

История службы собаки-поводыря уходит своими корнями в двадцатые годы прошлого столетия.

После первой мировой войны в странах, участниках конфликта, появилось значительное количество людей, потерявших зрение. Они оказались на обочине жизни, не имея возможности самостоятельно передвигаться и трудиться. Начинаются поиски средств помощи этим несчастным людям. В Германии, в начале двадцатых годов, была организована первая школа собак-поводырей слепых.

Положительный опыт применения собак-поводырей в Германии привёл к появлению в ряде стран школ, которые также стали вести подготовку собак-поводырей.

Все эти школы содержались не за счёт государства, а за счёт различных благотворительных организаций, сбора пожертвований среди населения. Некоторые школы были коммерческими, где стоимость подготовленной собаки была весьма высокой.

         В России  собак, помогающих слепым людям, называют «собаками – проводниками».

Их подготовкой у нас начали заниматься после Великой Отечественной войны, в результате которой резко возросло число людей, потерявших зрение

Необходимо было позаботиться об их трудоустройстве, о том, чтобы каждый потерявший зрение, нашёл своё место в жизни и смог работать, получая моральное удовлетворение от своего труда.

Почти все эти люди имели жизненный опыт, определённый уровень образования и профессию. И вполне понятно, что они хотели применить свои знания и опыт в производстве.

Но для этого было необходимо, как минимум, чтобы их сопровождали к месту работы и обратно, а это далеко не всегда было возможным. Поэтому со всей остротой встал вопрос о том, как помочь этим людям обрести возможность более или менее свободного передвижения без помощи посторонних.

          В связи с этим, уже в начале июня 1945 года, в Центральной школе     военного  собаководства  по  инициативе её  начальника  -   генерал - майора

Медведева Г.П. начались первые опыты по подготовке собак-проводников для слепых. Работа эта была весьма сложной, так как своей методики дрессировки у нас не было, не было опыта дрессировки собак этой службы, не было кадров, знающих этот вид дрессировки. Большую работу в этот период проделал офицер Центральной школы подполковник  А.П. Мазовер. Имея большой опыт по дрессировке собак различных служб в довоенный период, обогатив его опытом дрессировки и использования собак на фронтах Великой Отечественной войны, он взялся за это новое, трудное дело с небольшой группой солдат-дрессировщиков.

Настойчивая, творческая работа  принесла  результаты – в сентябре 1945 года была закончена дрессировка первой, опытной группы собак-проводников в количестве 10 голов, которые были переданы инвалидам войны, потерявшим зрение.

          Дальнейшая работа по подготовке собак-проводников в Центральной школе военного собаководства не проводилась, а была передана для продолжения Центральной школе служебного собаководства Осоавиахима, которая находилась в посёлке Ильинское Московской области.

          Эта школа, использовав опыт, накопившийся в Центральной школе военного собаководства, продолжила работу по дрессировке собак-проводников и в марте 1947 года подготовила и передали  инвалидам Великой Отечественной войны первую группу собак-проводников.

          Практическая работа этих собак была проверена и одобрена представителями Научно-исследовательского института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов Министерства социального обеспечения СССР и Всероссийского общества слепых.

Центральной школой служебного собаководства Осоавиахима было подготовлено и передано инвалидам Великой Отечественной войны несколько групп собак-проводников, но в первой половине 1948 года она была закрыта, и дальнейшая подготовка собак-проводников прекратилась на долгие годы.

Шли годы. Необходимость в собаках-проводниках для слепых становилась всё более настоятельной.

Положительный опыт использования собак-проводников слепых, полученный в 1945-1948 годы в нашей стране,  вызвал целый поток писем граждан  в Центральное правление Всероссийского общества слепых. Инвалиды Великой Отечественной войны и труда  настойчиво просили  организовать подготовку собак-проводников.

И вот 23 сентября 1959 года IX съезд Всероссийского общества слепых постановил создать специальную школу для подготовки собак-проводников. Но на пути её создания встретился целый ряд трудностей, основными из которых были – отсутствие материальной базы и кадров специалистов.

После целого ряда поисков и неудач в декабре 1959 года Центральному правлению ВОС удалось договориться с начальником Центральной школы военного собаководства генерал-майором Медведевым Г.П. о временном размещении школы собак-проводников на территории Центральной школы в пос. Вешняки Московской области, а также об оказании помощи в подборе кадров специалистов.

В соответствии с этой договорённостью и во исполнение решения IX съезда ВОС Президиум Центрального правления ВОС решением от 11 декабря 1959 года за № 30-4 постановил организовать с 1 января 1960 года Центральную республиканскую школу по подготовке собак-проводников.

В Положении о школе говорилось, что она находится в непосредственном ведении Центрального правления ВОС и имеет своей задачей дрессировку собак-проводников для слепых, а также обучение слепых всем правилам содержания и использования собак для практических целей.

26 мая 1960 года был издан приказ № I по Центральной республиканской школе по подготовке собак-проводников Всероссийского общества слепых, объявляющий об организации школы и вступлении в исполнение обязанностей директора школы Н.Е. Орехова.

Этот день стал днём образования школы, ныне Российской школы подготовки собак-проводников ВОС. (далее по тексту Школа)

Создав необходимую материальную базу, подобрав хороший коллектив тренеров-дрессировщиков, костяк которого составили офицеры-фронтовики, имевшие уникальный опыт дрессировки и использования собак во фронтовых условиях, Школа получила возможность работать в нормальных условиях. К концу 60-х годов Школа уже накопила значительный опыт в подготовке собак-проводников, укрепила кадры дрессировщиков и вела планомерную, успешную работу.

В 1969 году, в связи с необходимостью застройки микрорайона в Вешняках, где размещалась Школа, возникла необходимость в её передислокации.

В апреле состоялось решение Мособлисполкома об отводе земель для размещения Школы на окраине посёлка Купавна, а уже к концу 1969 года Школа продолжила работу на новом месте, где и находится по настоящее время.

         Школа сегодня - это уникальный комплекс зданий и сооружений, предназначенный для подготовки собак - проводников и их передачи, в последующем, инвалидам по зрению.

          Она является единственной в России Школой данного профиля, имеющей лицензию на право ведения образовательной деятельности по обучению инвалидов по зрению обращению с собакой-проводником.

В Школе созданы необходимые условия для работы персонала, проживания и учёбы инвалидов по зрению, приезжающих за собакой – проводником: трёхэтажная гостиница на тридцать мест, столовая, библиотека, просторные учебные классы, доступ в интернет, территория, оборудованная приборами системы «Говорящий город», макетами различных препятствий.

Собаки содержатся в тёплых просторных вольерах с выгульными площадками, имеется кормокухня, ветеринарная клиника, питомник.

Территория Школы специально оборудована для дрессировки собак, однако большая часть работы проходит на учебных маршрутах за пределами школы.

Одновременно проходит обучение около 50 собак. Часть собак приобретается взрослыми 1- 2 лет, часть выращивается в питомнике Школы.

Лабрадор, немецкая овчарка – породы собак, которые готовятся Школой для работы в качестве собаки – проводника инвалида по зрению.

Собака, которая отбирается на роль проводника, должна уметь сдерживать свои эмоции, обладать покладистым, терпеливым нравом, не пугаться резких звуков, быть доброжелательной к людям и животным.

Отбор и подготовку собак осуществляют опытные инструкторы, индивидуально для каждого инвалида по зрению. Собаки готовятся в Школе около полугода, после чего сдают экзамены.

В своей работе специалисты Школы опираются как на собственные уникальные методики подготовки собак-проводников и традиции российской школы дрессуры, так и на рекомендации Международной Федерации школ собак-поводырей для слепых.

Для получения собаки – проводника инвалиды по зрению приезжают в Школу на две недели и обучаются практической работе с собаками, правилам ухода за ними и основам ветеринарии.

Получив в Школе необходимые навыки, собака – проводник и её владелец имеют неограниченные возможности для их совершенствования.

Собака в состоянии запомнить несколько десятков различных маршрутов и по команде – названию конечного пункта, безошибочно водить незрячего на работу, в магазины, аптеку, на почту. Она тщательно выбирает наиболее безопасный маршрут, обходя ямы, лужи, выступы, низко склонённые ветви деревьев и прочие препятствия, а если обход невозможен – собака остановится и слепой, с помощью трости, определит характер препятствия. Подойдя к проезжей части, собака ждёт, когда прекратится движение транспорта и только после этого, по команде хозяина, продолжит путь.

Однажды войдя в дом инвалида по зрению, собака становится членом семьи, верным другом и незаменимым помощником.

       Все эти меры способствуют стабильной работе Школы в настоящее время и в этом заслуга всего коллектива, в основе работы которого лежит принцип не ждать и надеяться, а действовать и добиваться, верность которому позволила Школе с 1960 года подготовить и передать инвалидам по зрению более 4 200 собак.